Оргкомитет Форума:
+ 7 (812) 325-0621, 331-8353
E-mail: conference@gce.ru

Итоги Форума 2017

Как это было

2017 год, 18 стран - 4 дня насыщенной программы - более 350 участников - Онлайн трансляция - 30 СМИ работали на форуме

Гостями и участниками мероприятия стали представители крупных предприятий, государственных органов надзора и межправительственных организаций из 18 стран: Азербайджан, Англия, Беларусь, Венгрия, Германия, Индия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, США, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, Чехия, Швейцария, Япония. Поскольку 2017 год в России объявлен Годом экологии, особое внимание решили уделить самым актуальным проблемам защиты окружающей среды. Впрочем, за два дня напряженной работы участникам удалось обсудить практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением безопасности на производствах.

В адрес форума поступило несколько приветствий с теплыми пожеланиями. Одно из них — от губернатора Санкт-Петербурга. «Стремительное развитие высоких технологий в современном мире не оставляет в стороне вопросы охраны труда и полного исключения рисков, связанного с возникновением аварий и катастроф. Эта тема особенно актуальна для Петербурга, где промышленность является ключевым сектором городской экономики и обеспечивает рабочими местами тысячи людей. Желаю всем участникам дискуссии плодотворной работы, дальнейших профессиональных успехов и самых приятных впечатлений от города», — написал Георгий Полтавченко.

Как известно, Форум является крупнейшей площадкой по обмену опытом в области предотвращения и ликвидации техногенных аварий и экологических катастроф. Петер Ковач, председатель Конвенции по трансграничным водам ЕЭК ООН, руководитель Департамента управления речными бассейнами и охраны водных ресурсов Венгрии поделился с коллегами подробностями одной из самых серьезных аварий на хвостохранилище и извлеченными из нее уроками:

— С момента трагедии в Бая-Маре в 2000 году в мире зафиксировано 35 серьезных происшествий на хвостохранилищах. Напомню, что 17 лет назад по вине золотодобывающей компании «Аурул» произошла утечка цианида в реку Сомес. Разлив был назван тяжелейшей экологической катастрофой в Европе — концентрация цианида в реке в 700 раз превысила предельно допустимый уровень. Причинами происшествия послужило использование неправильно спроектированных хвостовых прудов, несовершенство законодательных стандартов, низкий уровень контроля строительства и эксплуатации дамб. После случившегося была разработана и реализована долгосрочная программа ликвидации последствий аварии. Важно было оценить все потенциальные источники загрязнения выше по течению. Строительство и эксплуатация земляных резервуаров в Венгрии осуществляется теперь только в соответствии с международными нормами и положениями. Сегодня мы продолжаем совершенствовать систему предупреждения аварий и работаем над модернизацией законодательной базы.

О причинах и последствиях одного из крупнейших пожаров последнего времени рассказал Бинаг Ноэль, исполнительный директор центра охраны труда и здоровья Департамента труда и занятости Филиппин:

— Возгорание произошло в феврале текущего года на заводе строительной компании «House Tehnology Industries». Свыше 100 человек пострадали, с огнем боролись более суток. Чтобы спастись, людям приходилось прыгать из окон. Всего во время происшествия на предприятии находилось около пяти тысяч человек. После того, как пожар удалось ликвидировать, был принят ряд мер технического и законодательного характера. В частности, Сенат Филиппин принял закон, предусматривающий увеличение штрафов для ответственных лиц. За неправомерные действия на предприятии придется заплатить 2 000 долларов США, за каждый случай получения сотрудником производственной травмы — 5 000 долларов США, а за смерть сотрудника — 10 000 долларов США.

В очередной раз посетил форум и Крис Мауэр, вице-президент ВР в России по охране труда, промышленной безопасности, охране окружающей среды и инженерно-техническим работам. Специалист по-прежнему считает, что превентивные меры могут минимизировать разливы и их последствия:

— Аварии происходят при стечении обстоятельств. Опасности можно локализовать с помощью специальных процедур управления рисками. Когда мы анализируем ситуацию, предшествующую утечке, количество последующих нештатных ситуаций уменьшается. У нас в компании действуют три очень простых правила. Мы стремимся работать так, чтобы не было никаких происшествий, не создавалась угроза жизни и здоровью персонала и не причинялся ущерб окружающей среде. Когда мы рассматриваем вопросы привлечения подрядчиков, то стремимся выбирать компании, которые разделяют эту точку зрения и готовы следовать нашему кодексу деловой этики.

Одной из ключевых тем мероприятия стало совершенствование законодательной базы в области промышленной безопасности. О важной памятной дате в профессиональной сфере напомнил присутствующим Алексей Исаков, директор по науке ГК «Городской центр экспертиз»:

— Сегодня мы празднуем 20-летие становления правовой базы в промышленной безопасности. В 1997 году был принят ФЗ-116, в поле которого последние два десятилетия выстраивали отношения промышленные предприятия, надзорные органы и экспертные организации. Замечу, что аналогов документа в советской законодательной базе не существовало, поэтому при оформлении этого правового поля Россия стала локомотивом. Подобные законы в странах СНГ принимались гораздо позже. С моей точки зрения, это хорошо, поскольку, эти законодательные акты очень похожи определениями и понятиями. Поэтому с экспертными организациями и надзорными органами из стран Содружества мы легко находим общий язык.

За прошедшие 20 лет закон претерпел массу изменений. С одной стороны, это демонстрирует, что документ живой — он востребован, постоянно адаптируется к реалиям времени. С другой — не успеешь приспособиться к одним процедурам, как приходится заново перестраивать работу. Но самое главное, что 116-ФЗ позволил нам говорить с коллегами из ближнего зарубежья на одном языке.

О комплексном подходе к охране труда и здоровья персонала на своем предприятии рассказал заместитель директора по вопросам промышленной и экологической безопасности и охране труда «Тольяттиазот» Виталий Дмитрук:

— За последнее время совместные действия руководства и персонала позволили укрепить движение общественных уполномоченных, вовлечь коллектив в работу по охране труда. Система управления промышленной безопасностью предприятий азотной промышленности нацелена на обеспечение нулевых неплановых потерь. Изменения, внесенные в 116-ФЗ Федеральным законом № 22-ФЗ, позволяют реализацию более гибкого подхода к обеспечению ПБ с учетом реальных рисков.

Контрольные органы на мероприятии представлял Владимир Пименов, начальник отдела по надзору за гидроэлектростанциями и гидротехническими сооружениями Управления государственного энергетического надзора Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Он предупредил участников о новых вызовах времени и о том, что угроза извне в наши дни вполне реальна:

— Не секрет, что сегодня сложилась непростая геополитическая ситуация. Не стоит забывать, что восстановление разрушенного объекта гидроэнергетики стоит огромных средств, а особенно — если авария сопряжена с прорывом напорного фронта. Это колоссальные деньги. В случае разрушения плотины Саяно-Шушенской ГЭС — хоть вероятность этого и ничтожно мала — ущерб составит 325 млрд рублей. После аварии на объекте было полностью заменено все оборудование. Прежним остался только бетон, а восстановление обошлось стране в 40 млрд рублей. Поэтому при проверках мы тщательно рассматриваем вопрос антитеррористической защищенности объектов. И это не просто слова. Были попытки подорвать гидроагрегаты Баксанской и Ирганайской ГЭС. Ростехнадзор участвует в организации мониторинга состояния защищенности гидротехнических сооружений. Понятно, что основные ответственные органы — это ФСБ и МВД, но мы также должны контролировать состояние объектов. Штрафовать мы не имеем права, но в свои акты замечания включаем.

Перечислю основные недостатки, с которыми приходится сталкиваться. Во-первых, не предусмотрен контроль автотранспорта, перемещающегося по гребню гидротехнического сооружения. Все автомобили грузоподъемностью свыше 2,5 тонн должны проверяться на специально оборудованной смотровой площадке. Во-вторых, отсутствуют участки предупредительного ограждения, боносетевые заграждения, обеспечивающие защиту от подводных и надводных плавсредств. Конечно, такое требование не так просто выполнить. Боносетевые заграждения, защищающие акваторию верхнего бьефа водохранилища, представляют большую трудность в период ледостава, забиваются шургой, их срывает бревнами. Особенно неудобно это для сооружений, имеющих протяженность напорного фронта по несколько километров. Но, тем не менее, правила надо выполнять. В-третьих, на границе охранной зоны акватории часто не организованы охранно-пропускные пункты, охранная зона не оборудована набором необходимых инженерно-технических средств. Паспорта антитеррористической защищенности объекта составляются с нарушением требований федерального законодательства.

И все-таки как же уберечь свое предприятие от аварии?.. Александр Москаленко, президент группы компаний «Городской центр экспертиз» озвучил свою точку зрения на повышение уровня защищенности подобных объектов:

— Никто не учитывает вопросы живучести при проектировании промышленных предприятий, а очень зря. Я и мои коллеги окончили военно-морское училище. И помимо других основополагающих понятий, преподаватели объясняли нам и понятие живучести. Это способность корабля противостоять аварийным повреждениям, поддерживая при этом боеспособность. Прежде всего речь идет о непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности, прочности технических средств и систем, защищенности личного состава. В принципе, те же самые требования предъявляются у нас и к объектам промышленности.

Для того чтобы достичь живучести, нужно провести определенные мероприятия. Первое — отработать действия личного состава по борьбе за жизнь уже поврежденного корабля. Второе — принять комплекс организационно-технических и конструктивных мер. Вернусь к флоту: разделение корабля на непроницаемые отсеки — это и есть главный конструктивный способ ограничения потерь. А теперь давайте вспомним аварию восьмилетней давности на Саяно-Шушенской ГЭС. Произошло внезапное разрушение гидроагрегата № 2. Потоки воды моментально затопили машинный зал и помещения, находящиеся под ним. Все гидроагрегаты ГЭС оказались затоплены. При этом на работавших гидрогенераторах произошли короткие замыкания, выведшие их из строя. Далее имел место полный сброс нагрузки ГЭС, что привело, в том числе и к обесточиванию самой станции. Но обратите внимание на вид машинного зала в лучшие времена до момента аварии: красиво, чисто, просторно. Однако вспоминаем: живучесть обеспечивается разделением на отсеки. Здесь же все гидроагрегаты были расположены в одном помещении. Предусматривал бы проект переборки — при аварии жертв и разрушений оказалось бы меньше.

Что же мы видим на подводной лодке? Тройное дублирование всех жизненно важных систем. Флот пришел к этому не сегодня и даже не вчера, а много лет назад. Почему же в других отраслях не используется опыт эксплуатации этих сложнейших систем?.. При строительстве ГЭС мы озабочены любыми вопросами: экологическими, экономическими, охраны труда. Но о живучести никто никогда не говорит. А меж тем, многие флотские принципы следовало бы использовать на промышленных предприятиях — это положительно сказалось бы на их безопасности.

Ежегодно на Форуме представляются современные робототехнические комплексы, тренажеры-симуляторы и инновационные программные средства. На сей раз настоящее шоу организовала компания «Техноавиа», продемонстрировавшая новинки спецодежды и средств защиты органов дыхания.

Как обычно, организаторы позаботились и о тех специалистах, которые не имели возможности посетить мероприятие лично: для них была организована трансляция в формате вебинара. Форум традиционно завершился экскурсиями — в этом году гостям предложили посетить знаменитые форты Кронштадта и музей ретро-автомобилей Петербурга.

Мнение участника Форума

«Форумы, подобные Международному Форуму по промышленной безопасности, несомненно, помогают улучшению промышленной безопасности. Здесь участвуют представители международных сообществ различных стран и континентов, у которых своя история, свое геополитическое положение. Исходя из этого, уже просто обсуждение того, что происходит у каждого из участников в стране на уровне правового регулирования, работы надзорных органов позволяет потом применить этот опыт внутри своей страны. Общение представителей различных государств ведет к непосредственному облегчению международных взаимоотношений и позволяет заключать важные договоры».

Андрияш-Амируллоев Наталия

Андрияш-Амируллоев Наталия, Начальник Управления по техническому надзору и промышленной безопасности Министерства Экономики (Молдова)